Архив новостей

Итоги рынка производства лифтов

28 февраля 2018

    Уважаемые коллеги!

   Полным ходом идет 2018 год и время подвести итоги 2017 года. Как всегда, по итогам проведенного анализа рынка производства лифтов за предыдущий год необходимо сделать общие выводы и рассмотреть возможные сценарии его развития.

   Производителей лифтов не может не радовать факт увеличения объемов рынка. Согласно данным, представленным на сайте Федеральной службы по аккредитации, за 2017год задекларировано 40 429 единиц лифтов, что превышает показатели за 2016 год на 2 206 ед. Положительная динамика развития рынка лифтов сохраняется: 2014 год- 35223 лифта, 2015 год-36 766 лифтов, 2016 год- 38223 лифта. Доля лифтов, поставляемых из стран не членов ЕАЭС, продолжает уменьшаться и по итогам 2017 года составила чуть более 4 тысяч лифтов, а это всего около 10%. 

   В связи с этим, не могу не упомянуть огромную работу, которую проводят «Национальный Лифтовый Союз» во главе с Виктором Тишиным и Комиссия по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Министрое России под руководством Сергея Чернышова, результаты которых мы видим. Все лифтовики понимают, что мы заложили хороший и надежный фундамент, т.с. твердую платформу, в 2013-2014гг. создавая и укрепляя позиции НЛС и СРО, т.е. всего профессионального лифтового сообщества. Если бы мы этого не сделали, то сегодня нами бы «управляли» всевозможные «строители» или «жилищники» и т.д. и порядка бы это не прибавило. Мы все должны это понимать. Сегодня идет самоочищение на рынке производителей лифтов и лифтового оборудования. Те структуры, которые не хотят принимать участия, в том числе и финансово, в жизни и работе НЛС, производственных СРО и Ассоциаций, а тем более противодействовать их работе, должны предполагать свой уход и выдавливание с рынка.  Считаю, что это правильно, т.к. рынок лифтов увеличивается не просто так, а в результате кропотливой и сложной работы, все пользуются этим результатом, а принимать непосредственного участия и работать, чтобы этот процесс развивался и далее, не хотят.

   Теперь остановлюсь на цифрах:

-   ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» существенно увеличил свое влияние на рынке и вернул свое лидерство, задекларировав в 2017 году 10 116 лифтов. Связано это в первую очередь с тем, что государственный банк «Российский капитал» получил контроль над заводом и все участники рынка, а также региональные менеджеры увидели определенные гарантии стабильной работы завода.  

-   ОАО «Могилёвский завод лифтового машиностроения» поставил на Российский рынок 7 206 лифтов, не значительно снизив показатели по сравнению с 2016 годом. Связано это, в первую очередь, с нежеланием кардинально снижать цены на тендерах и конкурсах по региональным программам замены устаревшего лифтового оборудования.

-   ПАО «Карачаровский механический завод»  задекларировал 7 014 лифтов, направляя усилия на критичное снижение цен, доходящее более чем на 30%.

-   ПО «НЛМ» закончила в ушедшем году реорганизацию своих структур и задекларировала 1 185 лифтов. Руководство ПО «НЛМ» поддержало инициативу Могилевского завода и не стало активно снижать цены в регионах на поставках.

-   Нарастил объемы завод ООО «Евролифтмаш», задекларировав 741 лифт, активно приняв участие в программах замены, а также увеличив поставки своих лифтов для новостроек.

-   ООО "Серпуховский лифтостроительный завод" поставил в прошлом году 495 лифтов.

   Про ОАО «ОТИС» не стал упоминать, т.к. связываю это с текущей негативной ситуацией ко всему американскому.

   Члены Ассоциации «Производители лифтов ЕАЭС» в 2017 году задекларировали почти 10 тысяч лифтов, что составило порядка 25% рынка. Это меньше чем за 2016 год на 5%. Фактически, это произошло в результате банкротств и ухода с рынка ряда небольших производителей - членов нашей Ассоциации.

   Мы не стали в этом году заказывать дополнительное исследование рынка, т.к. в полной практически вся информация есть в очередном издании справочника «Лифты, введенные в эксплуатацию в РФ в 2017 г.» Комитета по аналитике и статистике НЛС, возглавляемого  Алексеем Захаровым. В ближайшее время начнется его распространение - всем советую ознакомиться с этими данными (www.liftstat.ru). Это поможет сделать правильные выводы и определить дальнейшую стратегию развития вашей компании.

   Хочу напомнить, что срок эксплуатации лифтов и их комплектующих устанавливается Техническим регламентом Таможенного союза и составляет 25 лет с момента ввода данного лифта в эксплуатацию. Еще одно важное требование, лифты введённые в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента и не отработавшие установленный срок службы: все они обязаны быть приведены в соответствие требованиям нового Тех.регламента до окончания назначенного срока эксплуатации. В связи с этим все эксплуатируемые лифты до 2020 года должны быть приведены в соответствие с этим техническим регламентом, то есть, заменены или выведены из эксплуатации. Фактически получается, что до 2020 года в РФ необходимо заменить порядка 120 000 лифтов, с учетом старения лифтового парка страны. Все прекрасно понимают, что в срок заменить такое количество лифтов просто не реально. Значит, или будут под каким либо благовидным предлогом передвинуты сроки замены, или государство по различным программам переселения, будет вынуждено сносить само устаревшее жилье. Количество необходимых к замене лифтов будет в текущем году корректироваться. Косвенным образом на это может повлиять и  запуск «Новой государственной программы переселения граждан из аварийного жилья», которая стартует в 2019 году на всей территории РФ. Программа будет разработана до конца первого полугодия, принять ее планируется до конца 2018 года.  Дополнительно, ухудшением  развития для производителей будет лоббирование определенными структурами модернизации устаревшего лифтового парка.

   Проанализировав сегодняшний рынок производства лифтов, можно сделать определенные выводы и постараться предугадать его развитие. Ко всеобщему удовлетворению уже можно отметить, что Китайские производители лифтов так и не сподобились на строительство крупных производств на территории РФ и это отрадно. Значит, та финансовая и политическая стратегии, которую выбрали наши производители, себя полностью оправдывает. Заявления «Министра строительства и ЖКХ» Михаила Меня, которые он озвучил в прошлом году, в большей мере подтверждаются, и количество замен лифтов в жилищном фонде по программам капитального ремонта пока растет. В проекте по «Программам ускоренной замены» на 2018 год стоит задача заменить порядка 20 тысяч лифтов. В конце прошлого года на заседании Высшего Евразийского экономического совета обсудили «Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)». Если в этом году будет утверждено это соглашение, то маркировать все лифты, произведенные на территории стран ЕАЭС, будут знаком «Произведено в ЕАЭС», что полностью уберет барьеры по движению лифтов и лифтового оборудования в границах стран ЕАЭС. Кстати, возможно это повлияет и на ценообразование продажи лифтов в сторону его увеличения.

   Важный момент: в прошлом году ФАС критиковала, что увеличение доли государства в экономике растет, и фактически достигло 70%. На сегодня доля государства, по данным различных источников, может достигать 73-74%.  Кроме того, количество государственных и муниципальных предприятий за минувшие три года утроилось. Такие организации по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией, где использование административного ресурса может стать серьезной угрозой. Чистки в банковской сфере, в свою очередь, привели к опосредованному контролю государства за кредитами и длинными деньгами. В России полным ходом идет построение государственного монополистического капитализма. Как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на Сочинском инвестиционном форуме: ««Значительная часть конкурентных отраслей находится под влиянием государственного сектора». По данным международного рейтингового агентства «Fitch» доля госбанков выросла до 66% и в период 2018- 2020г. эта доля будет еще увеличиваться. В итоге мы можем получить эффект того, что государство в лице банков смогут «регулировать» участников конкурсов и тендеров посредством предоставления кредитных денежных средств. Кто то их получит, а кому то могут и не дать. Малый бизнес малоинтересен государству. Уже сейчас складывается ситуация, что небольшие производственные лифтовые организации не в состоянии участвовать в конкурсных отборах в связи с невозможностью предоставить рассрочку по программам замены на 3 года. А если еще рассрочка вырастет на 5 лет, что тогда? Тогда на рынке производства лифтов останутся только крупные подконтрольные государственным банкам заводы. К примеру: в 2016 году Банк «Российский капитал» предоставил кредитную линию в размере 1,6 млрд. руб. сроком на 3 года своему дочернему предприятию - ОАО «Щербинский лифтостроительный завод». Больше такого рода кредитов банк не предоставлял другим производителям. Это может означать только одно, что банки -собственники могут финансировать свои предприятия, интереса финансировать других производителей у них нет.

   Другой аспект данной проблемы: Федеральная антимонопольная служба предложила Президенту РФ снизить присутствие государства в экономике, назвав государство главной угрозой конкуренции. Ведомство также отмечает, что государство неохотно расстается со своей собственностью. Но, государство вряд ли услышит ФАС и вариант с улучшением конкуренции и поэтапной продаже гос.собственности сегодня маловероятен. Профицит федерального бюджета, по итогам текущего года, может составить 1,2% ВВП, и государство сегодня в меньшей мере заинтересовано в деньгах, чем годами ранее. Соответственно, распродавать свои активы оно вряд ли будет в ближайшее время, а если и появится такой вариант, то он будет не экономический, а больше политический или структурный.  Активы всех крупнейших российских лифтовых заводов уже находятся в собственности и под контролем государства и останутся у него надолго. И так как фактически более 60% рынка производства находятся в одних руках, то это уже можно назвать монополией, а любая монополия предполагает резкое увеличение своей прибыли, в том числе и за счет увеличения цен на продаваемую продукцию. Опять же, если учитывать, что любое развитие циклично и развивается по спирали, то можно предположить при таком развитии событий, что уже через 1,5-2 года небольшие производства смогут предложить более выгодные условия продажи или более качественные лифты. Но каким будет рынок к тому времени еще до конца не понятно.

   Учитывая тот факт, что не так давно «АИЖК» стало собственником банка «Российский капитал», а соответственно и завода ОАО «ЩЛЗ», то уже в ближайшее время «кураторов» завода могут поменять на новых. Это может опять привнести некую нестабильность в работе рынке. Этого очень не хочется, т.к. только в прошлом году начал стабилизироваться лифтовый рынок и во многом благодаря ОАО «ЩЛЗ». Напомню, что АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (АИЖК) создано по решению Правительства Российской Федерации в 1997 году.  100% акций АИЖК принадлежит Правительству Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Вопрос -как будет «АИЖК» использовать свои активы ОАО «ЩЛЗ» и ООО «СЛЗ» остается открытым.В свою очередь Банк «Промсвязьбанк» перешел к ЦБ и на его базе создается банк для защиты от санкций оборонного комплекса и крупных государственных контрактов, соответственно -ставший не профильным актив ПАО «КМЗ» может быть передан другой структуре, которая, в обозримом будущем, будет в очередной раз менять управленческую команду на заводе. Хотя, для рынка было бы не самым плохим вариантом, если завод ПАО «КМЗ» перешел бы под управление команды ОАО «ЩЛЗ».

   Сегодня меняется сама парадигма рынка лифтового производства. Контроль производств перешел к банкам, государственным банкам. Можно предположить следующий шаг государства, это создание некой структуры для коллегиального управления активами производства лифтов. Возможно, что это будет некий прототип «Министерства лифтовой отрасли», хотя, конечно, не в таком большом формате. В таком случае государство не только будет контролировать работу лифтовой отрасли, но и начнет координацию своих производств и строительство «жизненного цикла лифта», о котором мы так давно говорили. Самым правильным и грамотным действием может стать наше встречное предложение государству в лице Минстроя и Минпромторга о создании такой структуры. Нам необходимо определить и создать долгосрочную стратегию развития рынка производства лифтов. Если производители сегодня не сделают этого, завтра за нас это создадут другие, но уже с другими приоритетами. Объединив всех ключевых производителей мы можем это сделать, по крайней мере, государство будет учитывать мнение членов этой организации.

   Могу с большим сожалением сказать одно, очень жаль, что при отборе кандидатов на управление ключевыми производственными предприятиями собственники не вступают в диалог с лифтовым сообществом. Было бы правильным, если собственники назначали на руководящие должности лифтовиков, которые заслуженно пользуются уважением и авторитетом на рынке. Это было бы выгодно и собственникам, т.к. увеличилась бы прибыль, объемы сбыта и рынку, потому что участие в работе и координации с лифтовым сообществом позволило бы грамотно регулировать и присутствовать на рынке, отстаивая свои интересы.Считаю, что государство обязано учитывать мнение лифтового сообщества. Понятно, что смена руководства на ПАО «КМЗ» у многих вызовет чувство удовлетворения. По мнению некоторых наших коллег,  наша отрасль давно не испытывала такого позора из- за действий нынешней команды завода. Это и неоправданное критическое снижение цен, и срывы сроков исполнения контрактов, и не допуск к участию в конкурсах, и просто нежелание регионов работать с заводом. Восстановить авторитет ПАО «КМЗ» будет очень сложно, но это возможно путем решения вопроса с назначением управленческой команды, созданной из грамотных и авторитетных профессионалов лифтовой отрасли.

   Повлиять неким образом на стабильность на рынке производителей лифтов может объединение всех производителей в одну Ассоциацию и выполнение всеми общепринятых правил игры на рынке. Именно поэтому, я считаю, что уже в этом году производители будут договариваться и объединяться, и уже на общей площадке согласовывать все спорные вопросы, которые не решались последние годы.  По крайней мере, действия ОАО «ЩЛЗ» и ОАО «МогЛМ» по недопущению демпинга на рынке уже начали работать. Этот общий диалог может способствовать и совместным усилиям в диалоге, но уже с банками, а по сути, с государством в лице банков.

   Уже в этом году мы увидим и становление ООО «Серпуховского лифтостроительного завода», стабилизацию работы которого мы не увидели, как планировалось годом ранее. На состоявшемся заседании, при участии Правительства Московской области, 24 января было принято решение о содействии и помощи Серпуховскому заводу.  При таком развитии событий заводы производители ОАО «ЩЛЗ», ОАО «МогЛМ», ОАО «ОТИС», ПАО «КМЗ» и ООО «СЛЗ» займут порядка 70-75% рынка производства лифтов. Крупные состоявшие производители, как ПО «НЛМ», ООО «Евролифтмаш», ООО «Еонесси», ООО «МЛМ Невский лифт» и некоторые другие компании еще порядка 10-15%.   Новых крупных игроков на рынке производства лифтов в ближайшие годы мы не увидим. Это обусловлено тем, что вкладывать достаточные средства в строительство крупных предприятий сегодня не выгодно экономически. Это подтверждает и тот факт, что в прошлом году мы слышали ряд громких заявлений о  строительстве неких лифтовых гигантов, отвоевании большой доли рынка и т.д. Но все ушло в свисток...

   Еще один аспект нашей жизни: возрождение сотрудничества с «Ростехнадзором». 21 февраля в Министерстве Экономического развития на круглом столе, которое проводила «ОПОРА РОССИИ» под председательством Е.И. Шлеменкова рассматривались вопросы развития отрасли, а также взаимодействия с РТН. На мероприятии присутствовали представители всех крупных заводов и предприятий, а также общественных организаций лифтовой отрасли. Звучало много выступлений, что имеющееся сотрудничество с РТН не во всех вопросах устраивает производителей лифтового оборудования. Затягиваются сроки сдачи смонтированных лифтов. Сколько, к примеру, необходимо выездов на контрольные осмотры при замене 40 тысяч лифтов при недостаточном количестве сотрудников РТН? С другой стороны- появляется должностное лицо, несущее персональную ответственность за фиксацию выполнения требований по вводу лифтов эксплуатацию.  И стоит ли это делать, если до сих пор существует система декларирования и ее никто не отменял. Собравшиеся согласились с выводами вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Марины Блудян, что «зарегулированность» и излишняя «надзорность», в том числе и лифтовой отрасли, в России не нужна. Обсуждался и такой важный вопрос, как модернизация, и участники мероприятия крайне негативно высказывали свое мнение на этот счет. Все производители считают, что в России необходимо менять лифты целиком и не стоит заниматься модернизацией как таковой. Модернизацией необходимо считать только замену лифта без направляющих.

   Как предполагалось и годом ранее, производители продолжили вплотную заниматься и производством монтажных работ своих лифтов. Это будет происходить и далее. Уже сейчас наблюдается тенденция, что производитель не отдает «на сторону» свои лифты, а монтирует дочерними или подконтрольными организациями. Ранее я уже упоминал, что государство будет строить и брать под свой контроль весь «жизненный цикл лифта», т.к. это экономически оправданная модель бизнеса. Нам необходимо «вписаться» в новые реалии жизни и постараться в еще большей мере сплотить наши ряды.  

Удачи нам всем!  

Вернуться к архиву